Внимание!
Регистрация для участия в выездном туре в МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос Восточные Ворота» закрыта.
Текст: Марат АЗИЗБЕКОВ
Шанс остаться сырьевым придатком Китая у Казахстана велик. Китай и сейчас готовую продукцию у нас не берёт. Одни казахстанские компании предпочитают покупать у Китая, другие – продавать подороже своим же компаниям. Страны Центральной Азии предпочитают далёкие страны, отгораживаясь друг от друга торговыми барьерами. Как тут развиваться бизнесу и что делать с этим государству?
– Нашёл несколько хозяйств, выращивающих черешню. Объединил их и решил поставлять продукт в Европу. Во сколько обойдётся мне доставка по казахстанской, потом российской железной дороге? – спросил предприниматель на форуме у Игоря Артемьева.
– Я часто бываю в Москве. На рынках спрашиваю у узбеков – они продают черешню, у армян – они продают абрикосы, как доставляете? – Транспортными самолётами.
ЛУЧШИЙ ИЗ НИЖЕСРЕДНИХ
Деловой климат в Казахстане лучше, чем в других странах ЦА. Все страны региона – на низких позициях в рейтинге DoingBusiness. Мы тоже «просели» по показателям. По новой методике подсчёта Всемирного банка (ВБ) наша страна опустилась по условиям ведения бизнеса с 50-го на 77-е место из 189. Кыргызстан съехал с 68-й на 102-ю строчку, Узбекистан – на 146-ю, Таджикистан — на 166-м месте.
Индикатор «Международная торговля» рассчитывается по передвижению стандартного 20-фунтового груза до ближайшего морского порта (80% международной торговли осуществляются морскими перевозками). Раньше для стран ЦА это был пакистанский Карачи, теперь порты Китая. Индикатор включает три компонента: документы, требуемые таможней и другими органами для экспорта и импорта, время, затрачиваемое на таможенную очистку, технический контроль, портовые и складские операции, наземный транспорт и погрузочно-разгрузочные работы, затраты на них по установленным расценкам, без учёта взяток и таможенных пошлин, – рассказал на панели «Лицом к новым рынкам! – Как помочь предприятиям обрабатывающей промышленности стран ЦА в разработке экспортных стратегий?» IV ежегодного Центрально-Азиатского торгового форума, организованного USAID, международный эксперт США Игорь Артемьев.
В наш регион для экспорта требуется не только нешаблонно мыслить, планировать вперёд, но и 12 документов, много времени и денег. Плохая логистика дорого обходится фирмам. Они несут риски потери доли рынка, порчи товара, другие. Причём для малых фирм затраты на логистику могут доходить до 40% от оборота, для больших – до 18%. Большую часть логистических затрат времени фирм-импортёров из стран, не имеющих выхода к морю, – 37–60% составляют процедуры внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
По мнению г-на Артемьева, здесь можно сделать многое, упростив документооборот, таможенный и технический контроль над импортом. Однако в странах Центральной Азии механизм «одного окна», по которому налоговая (или другая) служба, отвечающая за регистрацию, должна сама связаться с госорганами и статистическим агентством, не работает. Государства региона почти не торгуют между собой.Их взаимный товарооборот составляет 5%. Только упрощение документов могло бы нарастить его до 10%.
ЧТО МОГУТ МАШИНОСТРОИТЕЛИ?
Перейдя к состоянию машиностроительной отрасли, г-н Артемьев обозначил задачи развития экспорта: выявить и исследовать наиболее перспективные рынки для казахстанских производителей машин и оборудования, определить наиболее востребованную продукцию.
Казахстан находится в режиме «наибольшего благоприятствования» в торговле – худшем режиме с высокими пошлинами. Этот режим – чуть лучше режима санкций. В благоприятном находятся Украина, Азербайджан, Туркмения.
Что конкретно казахстанские компании готовы предложить на экспорт? Определение списка – ещё одна задача развития экспорта. «Многие предприятия не знают драйверов рынка. Вентили и заглушки больше всего сейчас в связи с добычей нефти требуются в США, а компании об этом не знали», – говорит эксперт.
Предприятиям нужно отстраивать процессы сертификации и отбор методов продвижения своей продукции. Нужно защищать свою и не нарушать чужую интеллектуальную собственность, – объясняет г-н Артемьев.
ТАРИФНЫЕ БАРЬЕРЫ И ОСОБЕННОСТИ СТРАНОВЫХ РЫНКОВ
Казахстан откроет представительства в российских Омске и Новосибирске по продвижению экспорта, сообщил в прошлый вторник вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау. В последующие годы KaznexInvest, 50% акций которого передано в управление Национальной палате предпринимателей, откроет представительства в Беларуси, Таджикистане, Туркменистане, Кыргызстане. Казахстан намерен занимать активную позицию по экспорту, увеличивать объём страхований и финподдержки по линии «КазЭкспортГаранта».
Новая стратегия сотрудничества USAID со странами ЦА совпадает с планами развития экспорта Казахстаном. USAID будет развивать открытую торговлю и экономику, сотрудничество в ЦА по вопросам энергетики и водных ресурсов и эффективным и транспарентным госучреждениям. Агентство США по международному развитию также планирует содействовать развитию «Нового Шёлкового пути», соединяющего ЦА с Южной Азией и странами за пределами региона. Транспорт для обеспечения торговли и соединяемости стран и регионов особенно важен. На IV Центрально-Азиатском торговом форуме были жалобы предпринимателей на сложности перевозки грузов через границы.
В Китай казахстанцы практически не могут продавать. Китайцы готовую продукцию не импортируют. Предлагать Китаю свой товар и рекламировать его можно на веб-портале Alibaba.com. Пошлины на ввоз в Китай могут доходить до 200-300%. В страны Ближнего Востока пошлины также высоки.
Внутренняя политика Казахстана сдерживает развитие экспорта. Казахстанским предприятиям казахстанские производители свинца, например, продают его на 25-30% дороже. В то же время отечественные копании предпочитают покупать в Китае, а не дома. Самый доступный для нас рынок – российский. Основные трудности связаны с техрегулированием в ТС. Китай – самый труднодоступный рынок для наших машиностроителей.
Центральная Азия – неёмкий рынок для машиностроителей Казахстана. Азербайджан, Грузия, Беларусь, Ближний Восток, Афганистан – мелкие страны, поставки продукции на которые чреваты высокими транспортными издержками. Рынки европейских стран и Южной Кореи предполагают лишь кооперацию, без выхода на них.
…Пока рейтинг DoingBusiness не имеет фундаментального значения для инвестиционной привлекательности Казахстана. В силу своей «молодости» он ещё не имеет суперрепутации. Понятно, что рейтинг не приведёт к пересмотру корпоративных и странового рейтингов Казахстана международными рейтинговыми агентствами. И дело не в нём. А черешню можно консервировать – поставки станут ещё выгоднее.