Консультанты в Казахстане – это те же шахтеры и нефтяники.


Консультанты в Казахстане – это те же шахтеры и нефтяники.

Exclisive.kz: 28.10.2014

 В Алматы началась четвертая неделя бизнес консалтинга. Ее организаторы, Александр Рузанов, президент компании «БРИФ», а также президент Ассоциации «КАПИОР» Гулжан Алимбекова, («ЦИОМ»), считают, что доверие бизнеса к отечественным консультантам определяет уровень развития рынка.

 Скажите, пожалуйста, в чем уникальность предстоящей конференции, какие там будут интересные спикеры, чем она будет отличаться от тех конференций, которые проходили до сих пор?
Г.Алимбекова: Первая конференция Консорциума консалтинговых и исследовательских компаний прошла в 2011году, в ноябре. В этом году это будет уже четвертое мероприятие. В консорциум входит четыре организации, это «КАПИОР» — Казахстанская Ассоциация исследователей общественного мнения и рынка, Национальная Ассоциация по связям с общественностью, Союз проектных менеджеров и Казахстанская палата консультантов по менеджменту. Мы хотим создать ежегодную площадку, где будут встречаться консультанты и предприниматели.
А. Рузанов: Эта неделя уникальна тем, что в течение четырех дней будет проходить программа, до предела насыщенная выступлениями ведущих консультантов Казахстана, Украины и России. Каждый день недели будет посвящен определенной теме. Первый день- национальный день консультантов, где будут обсуждаться собственно проблемы казахстанского консалтинга, на второй день соберутся предприниматели, которые занимаются услугами, а на третий день соберутся предприниматели, которые занимаются производством и торговлей.
Уникальность состоит еще и в том, что один день у нас проводится совместно с торговым форумом, который организуется ЮСАИД. Это торговый форум среднеазиатских экспортеров, т.е приедут люди из разных стран: Узбекистана, Киргизии и т.д. На данном форуме представлена специальная секция, где мы будем рассказывать про консалтинг и исследования именно для экспортного бизнеса. Хотелось бы отметить, что спикеры будут очень интересные. Конечно, всех не смогу упомянуть, но можно отметить Светлану Крутских, это спикер очень известный в Казахстане, консультант по теме построения личного имиджа, HR программы, Анна Пацюк, директор международной группы компаний «Розница», которая занимается исследованием и консалтингом для ритейла. Также можно отметить спикера Жанну Мартынову, маркетолога из России, она основатель одной из ведущих исследовательских компаний, которая консультирует и проводит исследования для экспортеров и импортеров. Мартынова также автор книги – бестселлера « Бизнес по- русски и по- женски. Правдивая история выживания и успеха» и будет рассказывать на примере этой книги о личном опыте предпринимательства. Приедет также фасилитатор Татьяна Карпова из Украины, которая будет вести первый день. Таким образом, сессия в первый день получится не в качестве привычного монолога, когда вещают со сцены, а дискуссий по разным проблемам консалтинга. Всех конечно не упомянуть, но это будут предельно насыщенные программы, кто придет не пожалеет.

Скажите, пожалуйста, насколько сейчас востребована, в принципе, такая услуга, как консалтинг в Казахстане? Насколько охотно предприниматели идут на такой вид аутсорсинга?
Г.Алимбекова: Это достаточно обширный вопрос. В этом году нами подписан Меморандум с Казахстанским институтом развития индустрии и НПП о поддержке казахстанского консалтинга. К этому шагу мы шли не один год, шла долгая переписка…

Судя по Вашим словам, я могу сделать косвенный вывод, что консалтинг у нас не очень востребован. Возможно, предприниматели идут на какие-то тренинги и семинары только в том случае, если они бесплатные, если они в рамках поддержки каких-то государственных программ и международных доноров. Я права?
А. Рузанов: Да, частично Вы правы. Существует проблема контакта консультанта и предпринимателя, которая не является уникальной для Казахстана, она является распространенной для взаимодействия бизнеса и консалтинга по всему миру. Поэтому для консультантов стоит больших трудов, чтобы вызвать доверие бизнеса и одна из задач недели консалтинга состоит в том, чтобы это доверие заработать у предпринимателей, приглашая их на мастер- классы и тренинги. Шаг должен сделать и бизнес со своей стороны, потому что очень часто в консалтинг обращаются только в тех случаях, когда диагноз уже очень тяжелый топ-менеджеры не видят возможности выхода из ситуации своими силами, своим персоналом. Поэтому предприниматели обращаются к консультантам, которые консультируют десятки компаний, поэтому кругозор у них гораздо шире, чем у единичного предпринимателя. Консультанты могут показать целый спектр действий решения проблем, которые существуют. Как я уже сказал, площадка у нас для того, чтобы решить вопрос доверия к нам…

Вы знаете, очень часто говорят: ну если ты такой умный, то почему ты не создашь свой бизнес? Что Вы можете ответить на это, если и не справедливое, но очень распространенное выражение?
Г.Алимбекова: Консалтинг – это тоже вид бизнеса. Мы занимаемся своей деятельностью, тем, что нам нравится и мы максимально, по возможности, стараемся помочь. Потому что одна из наших задач на первом уровне — выстроить доверие и понять в чем проблема. Если это в самом начале не получилось, то часть работы будет потеряна.
А. Рузанов: Я хочу привести пример Питера Брукера, известного автора книгам по менеджменту. Он был консультантом, но начинал свою карьеру не как консультант, а как финансовый бизнесмен. Брукер был очень успешен, но, как пишет в своей книге: «в один момент я понял, что мне это не очень нравится и я решил, что я не хочу быть самым богатым покойником на кладбище и я решил заниматься тем, что мне нравится – менеджментом» . В принципе, консультант – это тоже призвание, когда людям нравится общаться со многими бизнесменами, не только зарабатывать деньги, но и помогать другим выстраивать свой бизнес.

Наше Правительство очень любит привлекать известных зарубежных консультантов. К сожалению, я боюсь, что коэффициент полезного действия, при том, что выделяются достаточно большие бюджетные средства на осуществление этих консультаций по этим программам, не очень высокий. Как Вы относитесь в принципе к международному консалтингу? И второй вопрос: Вы затронули такую важную категорию как доверие. В конечном итоге, именно на доверии строятся все отношения и я просто вижу, что наш рынок как государственных, так и частных заказов, как правило, строится на том, что люди предпочитают привлекать не местных, а, так сказать, заезжих варяг. Как бы Вы прокомментировали вот эту коллизию? Как сохранить баланс, как правильно выбрать консультантов?
Г.Алимбекова: Ну давайте я попытаюсь ответить на первую часть вопроса по поводу отношений к международным компаниям консалтинга. Конечно, у них есть свой определенный уровень, у них есть технологии, средства. Казахстанские компании живут за свой счет, за счет проектов, на которых они зарабатывают. Я думаю, те компании, которые существуют на рынке более 10 лет, уже себя зарекомендовали как устойчивые на данном рынке, так как рынок по-прежнему еще в процессе развития. По поводу работы с международными консультантами — у нас у всех есть опыт того, что самую главную черновую работу по сбору информации они делают посредством наших отечественных компаний. А уже представление аналитики и свою итоговую оценку они дают из своих ресурсов. Данная схема работы, как правило, этими компаниями, не раскрывается. Они не заинтересованы в том, чтобы указать, кто реально выступает в роли субподрядчика и реально собирает информацию.

Таким образом, даже на рынке консалтинга Казахстан выполняет роль сырьевого придатка, так скажем, т.е. наши местные консалтинговые компании выступают в роли добытчиков сырья, да?
Г.Алимбекова: В какой то мере.. И вот почему мы подняли первый вопрос на уровне государства, где активно обсуждали, что в государственных программах нет ничего о казахстанском консалтинге. Мы пришли к пониманию того, чтобы данное замечание было внесено в документацию. И еще хотела бы один момент подметить, что нет никакого внятного анализа об эффективности международного консалтинга…
А. Рузанов: Я с большим уважением отношусь к своим международным коллегам. Они обладают сильным брендом. Но и у них есть свои слабые места, они не так хорошо знают местную специфику. Я понимаю, почему Правительство или крупные банки, которые могут себе позволить оплатить международный консалтинг, привлекают международные консалтинговые компании. Как правило, есть мнение, что международный известный бренд — это гарантированный результат. Даже если в результате будут допущены ошибки, есть уверенность в том, что компании сделали все что могли, так как обратились за помощью к известным брендам. И часто местные консультанты гибче и лучше понимают местную специфику. Но мы не создали наш консорциум для того, чтобы показать деловому сообществу Казахстана и правительству, что у нас работают консультанты по уровню, я не говорю, что выше, но и ниже уровня международных консультантов. У нас достаточно качественные, высокопрофессиональные услуги и это в большинстве случаев доказано. Кроме того, у меня есть случаи, когда наших консультантов приглашают не только в Россию, но и в соседние страны.
Г.Алимбекова: Конечно же, наши отечественные консультанты по ресурсам ниже, чем наши соседи и зарубежные консультанты. И я согласна с Александром, что в наше время бренд играет достаточно сильное значение и это играет первую роль в выборе консультантов для крупных компаний. Средние и малые компании серьезно рассматривают наш казахстанский консалтинг. Для нашего казахстанского консультанта каждый первый заказчик как последний, т.е. каждый новый проект делается лучше.

Значит у нас два выхода – интеграция в международный консалтинговый рынок и в то же время, наверное, в хорошем смысле этого слова, взращивание собственных амбиций и создание собственных брендов?
А. Рузанов: Да, конечно. Я хотел бы в качестве исторического момента упомянуть, что один из основоположников Недели консалтинга Габриель Аль- Салем помогал ставить наших местных консультантов. Он погиб трагически, в его честь создали Фонд, который называется «Консалтинг без границ». Его вдова Виктория Ольская этот проект развивает и впервые он проводился в Казахстане, где одной из задач было взращивание местных консультантов и вывод их на международную орбиту, чтобы они достойно были представлены не только в Казахстане, но и во всем мире.
Г.Алимбекова: Да, это один из первых людей, который нас поддержал и вышло так, что уже на протяжении четырех лет в лице ЕБРР они оказывают техническую финансовую поддержку нашему Консорциуму, данному мероприятию, а также нас поддерживает Фонд Даму, который предоставил нам площадку, чтобы мы реализовали свои возможности. Поэтому данная площадка это и есть наш трамплин, где мы можем понять кто мы, что мы для бизнеса, а также и бизнесу понять, для чего мы им нужны, в чем наша эффективность. Для этого мы и создаем эту площадку, чтобы пригласить всех пообщаться. Нет никаких обязательств, но есть возможности обмена опытом и эффективности. 

exclusive.kz

МЕДИАПАРТНЕРЫ
© "Chemonics International, Inc." | All rights reserved | Web development by Cone
Данный вебсайт разработан благодаря помощи американского народа, полученной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание вебсайта является исключительной ответственностью Chemonics International, Inc. и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства Соединенных Штатов Америки.