Предприниматели из стран Центральной Азии оценили готовность выхода на внешние рынки
2014-10-31
Предприниматели из стран Центральной Азии оценили
готовность выхода на внешние рынки
Панорама:
31.10.2014
Автор:
АННА ШАТЕРНИКОВА
В Алматы состоялся IV ежегодный
Центрально-Азиатский торговый форум, организатором которого
выступает Агентство США по международному развитию (USAID). Он собрал более 400
бизнес-лидеров и представителей госорганов из стран региона, технических
экспертов, представителей агентств по продвижению торговли, международных
организаций. В нынешнем году форум
проходит под девизом “От диалога к реальным контрактам”. По словам
организаторов, такая установка означает, что основной фокус мероприятия
направлен на оказание содействия установлению и развитию деловых отношений
между компаниями. В результате торговых форумов,
организованных USAID в 2012-2013 годах, были заключены торговые контракты на
сумму свыше $2,2 млн. “Огромное число участников мероприятия говорит о
возможности расширения торговли как в Центральной Азии, так за пределами
региона. Соединенные Штаты ценят крепкие двусторонние отношения с Казахстаном,
длящиеся уже третье десятилетие. Наше тесное партнерство представляется особо
важным, поскольку Казахстан занимает лидирующее место на региональном уровне”,
- отметил региональный директор миссии USAID в Центральной Азии Джонатан
ЭДДЛТОН.
Как отметил председатель совета директоров холдинга Raimbek Group Раимбек
БАТАЛОВ, проведение торгового форума
свидетельствует об интересе, который проявляют госорганы к построению диалога с
бизнесом. При этом обсуждение вопросов государственно-частного партнерства в
рамках такой площадки становится одной из самых интересных тем. “Правительство
Казахстана много делает для того, чтобы стимулировать экспорт. Создан KAZNEX
Invest, другие институты подобного рода. Но нам очень важно обмениваться
информацией, что называется, с места действия. Когда представители бизнеса
говорят о наличии конкретных преимуществ, решений по снятию административных
барьеров, важно понимать и то, с какими проблемами на самом деле приходится
сталкиваться в вопросах торговли с соседними странами. Мы уверены, что для нас
с точки зрения развития бизнеса регион Центральной Азии интересен, но
существуют проблемы, связанные с логистикой, административными барьерами, с
недостаточным знанием рынка. Построение диалога позволит преодолеть эти
трудности”, - считает г-н Баталов.
В рамках торгового форума
состоялась выставка компаний-участниц, а деловая программа мероприятия включала
несколько пленарных сессий, мастер-классов, круглых столов, посвященных как
изучению лучших международных практик в области развития экспорта, так и
обсуждению отдельных отраслей, их потенциальных перспектив на международном
рынке. В частности, консорциум консалтинговых и исследовательских организаций
при содействии группы поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции
и развития организовали специальную сессию “Консалтинг и исследования для
экспортеров”. По мнению организаторов сессии, роль консалтинга и исследований в
успехе экспортного бизнеса сильно недооценена.
Секция показала экспортерам, как посредством консалтинга можно повысить
эффективность бизнеса, своим опытом поделились эксперты, имеющие за плечами
реальный опыт поддержки экспортеров. “ЕБРР является связующим звеном между
предпринимателями и консультантами, в Казахстане мы сотрудничаем более чем с
250 консультантами и предлагаем рынку отечественного консалтинга большие
возможности профессионального роста. Международные эксперты помогут компаниям
оценить, насколько они готовы к выходу на внешние рынки, определить наиболее
подходящие целевые направления, разработать экспортную стратегию с учетом специфики
отрасли”, - отметила менеджер по Казахстану группы ЕБРР по поддержке малого
бизнеса Алма Касымова.
В дни работы форума
предприниматели из Казахстана и других государств Центральной Азии провели
встречи в формате Business-to-Business с коллегами из Афганистана, Пакистана и
Латвии. Актуальные для отрасли вопросы обсудили представители фармацевтического
рынка. По словам президента Ассоциации международных фармацевтических
производителей Вячеслава ЛОКШИНА, в организации медицинской помощи в Казахстане
центральное место занимают вопросы лекарственного обеспечения и качества
выпускаемых лекарственных средств. Одной из основных задач Программы по
развитию фармацевтической промышленности в РК является внедрение международных
стандартов GMP. Переход на GMP особенно важен для тех компаний, которые
планируют продавать лекарства в рамках гарантированного объема бесплатной
медицинской помощи, участвовать в международных тендерах.
В настоящее время укрепляются отношения между отечественными и международными
фармкомпаниями. Ни одна страна мира, подчеркнул г-н Локшин, не производит
80-90% необходимых для внутреннего потребления лекарств; максимальный
показатель, которого удается достичь, составляет 30-40%, как в Германии и
Израиле. Международные производители, оценивая возможные преференции,
локализуют производство на рынках других стран. Иностранные инвесторы проявляют
интерес и к Казахстану, вкладывают средства в переоборудование
фармпроизводства, в переподготовку кадров.
На фармрынке обсуждаются вопросы единой регистрации препаратов на евразийском
таможенном пространстве, единых требований к упаковке препаратов. Остро стоит
вопрос взаимного признания регистрации лекарственных препаратов, продаваемых на
территории Таможенного союза. Казахстанские фармпроизводители пытаются выйти на
рынки других стран, но для того, чтобы сделать это и успешно конкурировать с
фармкомпаниями на зарубежных рынках, необходимо выпускать продукцию,
соответствующую международным стандартам.
Данное утверждение справедливо и в отношении рынка органических продуктов,
развитие которого также обсуждалось в дни работы форума. Сегодня этот рынок является одним из самых динамично
развивающихся и показывает рост на уровне 12-15% в год. По словам президента
Фонда интеграции экологической культуры, председателя Казахстанской федерации
движений органического сельского хозяйства KAZFOAM Евгения КЛИМОВА, увеличение
спроса на органическую продукцию со стороны развитых стран открывает большие
экспортные перспективы для стран Центральной Азии. “Устоявшиеся историко-культурные
традиции, благоприятные природно-климатические условия, большие, не
загрязненные химикатами территории стран Центральной Азии открывают огромный
потенциал для производства и экспорта экологически чистой продукции. Уже
сегодня на международном рынке пользуются успехом органический хлопок и
сухофрукты из Кыргызстана, Таджикистана, органическое зерно из Казахстана,
дикорастущие культуры из Узбекистана”, - отметил г-н Климов.
Г-н Баталов считает, что рынок органических продуктов, безусловно, может стать
экспортной нишей для казахстанских производителей, а вступление в ВТО позволит
быстрее освоиться на этом рынке. Но надо понимать, что конкурировать с
развитыми странами, давно осваивающими это направление, или с Китаем, если
говорить о вопросах производительности, очень нелегко. В связи с этим, по
мнению предпринимателя, целесообразно использовать маркетинговые “фишки”,
например, известный факт о том, что Казахстан является одним из ведущих в мире
производителей и экспортеров зерна и муки, а также позиционирование Алматы как
“яблочного” города. Спрос на органическую продукцию растет и на внутреннем
рынке. В настоящее время в Казахстане эту нишу осваивают более 10
специализированных магазинов. В то же время в республике существует ряд
проблем, связанных с пробелами в законодательстве, с отсутствием органических
стандартов. В рамках форума
эксперты представили наработки по созданию единых центральноазиатских
стандартов в области органической продукции, расчеты экономической
эффективности производства, рассказали об опыте перехода сельских поселений на
принципы заботы об экологии и окружающей среде при производстве органической
продукции.