Внимание!
Регистрация для участия в выездном туре в МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос Восточные Ворота» закрыта.
В преддверии IV Центрально-Азиатского Торгового Форума мы побеседовали с председателем подкомитета легкой промышленности Комитета обрабатывающей промышленности Национальной палаты предпринимателей РК Любовью Худовой о том, какие перспективы сегодня имеет легкая промышленность РК
- Любовь Николаевна, расскажите, пожалуйста, о предстоящем участии Ассоциации производителей легкой промышленности (АПЛП) в Центрально-Азиатском Торговом Форуме, который пройдет в Алматы 29-30 октября.
- В этом году мы отмечаем 15-летие Ассоциации, и совместно с Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству в рамках Торгового форума мы представим работу АПЛП. Стараемся насытить форум интересными выступлениями по своей отрасли, чтобы показать участникам, что у нас в стране уже создано, и куда можно двигаться. Мы запланировали работу секции по легкой промышленности, которая выйдет большим блоком после пленарных заседаний. Поговорим о развитии франчайзинга, маркетинга и брендинга продукции. Раскрою секрет: совместно с USAID мы планируем создание Союза дизайна и моды Центральной Азии. Такой Союз очень нужен нашему рынку сегодня, в индустрии производства одежды ведь работают дизайнеры, конструкторы, технологи – эти люди никак не охвачены единым органом, каждый работает сам по себе, обучаются самостоятельно, порой они выезжают на отраслевые мероприятия, но часто ли небольшие компании могут себе это позволить? Пора объединиться здесь, в ЦА. Нужны семинары, мастер-классы, шоу-показы – это подстегнет участников к работе на новом уровне.
Второе направление работы, которое мы будем озвучивать на Торговом форуме – партнерство с Турцией, в частности мы планируем подписать меморандум о сотрудничестве с Текстильной Федерацией Турции. Сегодня мы можем успешно обмениваться опытом, расширять торговые отношения – они будут поставлять ткани, мы производить одежду. К этому сотрудничеству хотим привлечь также Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Ожидаем гостей из Прибалтики, Афганистана и Пакистана, так что на Торговом форуме будет много возможностей для завязывания контактов.
В рамках форума мы также планируем сделать презентацию коллекций одежды отечественных производителей, это станет настоящим украшением Торгового форума, потому что разработки мы отобрали достаточно интересные.
- Вы сказали, что ваша Ассоциация предприятий легкой промышленности отмечает 15-летие. Расскажите, пожалуйста, о своей деятельности, о тех этапах, которые удалось сделать за эти годы.
- Ассоциация была создана 26 октября 1999 года, из 16 членов она разрослась до более 120 предприятий по всему Казахстану – текстильных, швейных, трикотажных, кожевенных, меховых, обувных. Создавалась она в сложный для страны период, когда предприятия останавливались, практически прекратило свое существование Министерство легкой промышленности. Производители потеряли все связи, практически не ориентировались в рынке. Нужна была консолидация, чтобы аккумулировать проблемные вопросы и выносить их на правительственный уровень. Активная позиция Ассоциации позволила ей войти во многие координационные советы при министерствах и лоббировать интересы участников рынка.
Тогда в 1999 году люди с трудом налаживали производства, кто-то имел кредиты, долги перед банками, налоговые штрафы, оборотные средства отсутствовали. Мы смогли добиться введения нулевой ставки по НДС, что было очень важным критерием продолжения деятельности для существующих предприятий, а также добились освобождения от штрафов и пени, которые образовалась у предприятий за годы простоя. Предприятия начали понемногу подниматься с колен, накапливать оборотные средства. К сожалению, эта льгота длилась всего полтора года, поэтому многие воспользоваться ею не успели.
Далее с участием ассоциации была разработана программа импортозамещения. Кредиты в то время были заоблачные – под 25% и выше, а после программы импортозамещения появилась возможность льготного кредитования в 10%, это был прорыв.
- Насколько легко было работать в то время с правительственными структурами?
- Конечно, нелегко. В то время правительство еще не понимало, как и зачем работать с ассоциациями, не было такого опыта. Нам приходилось многие годы продвигать одни и те же вопросы. Мы постоянно в СМИ, на всех встречах заявляли о себе и проблемах отрасли, и постепенно наши голоса стали приобретать вес. В период 2003-2005 годов мы тесно работали с вице-министром Айтжановой, которая сама всегда приезжала к нам с рабочими встречами, сама интересовалась какие тарифные ставки нужно снижать, в 2005-2007 активно работали с комитетом таможенного контроля, за 15 лет установили хорошие отношения с посольствами всех стран, торговыми представительствами, которые находятся на территории Казахстана. В 2009 году при Ассоциации был создан технический комитет по стандартизации на продукцию легкой промышленности, цель его состояла в том, чтобы разрабатывать национальные стандарты, осуществлять гармонизацию с международными стандартами. За период с 2009 по 2014 год мы разработали уже 70 национальных стандартов, которые гармонизированы с ISO и ЕН, в том числе 12 – межгосударственных ГОСТов. Это очень существенно, потому что они не менялись еще с советских времен, а сейчас и материалы, и технологии другие. Недавно к нам обратились Минобороны и КНБ для разработки Национальных стандартов, ГОСТов на форменное обмундирование. В план стандартизации на 2015 год включено до 40 наименований стандартов. Сейчас пытаемся добиться временного запрета на вывоз кожевенного необработанного сырья, потому что практически все уходит контрабандой, а наши кожевенные предприятия при этом стоят. Задач в отрасли много, мы много добились, и многое еще впереди.
- Какие направления производства наиболее приоритетны в казахстанском легпроме на сегодняшний день?
- Один из самых важных приоритетов – и с ним мы вышли к обсуждению в правительстве – это развитие индустрии детских товаров: здесь мы видим ежегодное увеличение рынка на 15%. У нас 95% товаров – это импорт, и завозят все – от сосок до колясок. Мы проанализировали средние расходы казахстанской семьи в месяц на одного ребенка – уходит около 500 долларов. Доля продукции легкой промышленности в этой сумме – около 30%, это очень существенно. При этом мы учитывали потребность во всем: в одежде для новорожденных, школьной форме и пр. Объем этого рынка огромен – более 3 млрд тенге.
- А наших мощностей хватит для конкуренции? Достаточно ли предприятий, на должном ли уровне их технологическое оснащение?
- Компаний хватает. Несколько лет назад мы сформировали кластер производителей детских изделий Алматы и Алматинской области, издали каталог продукции, но чтобы делать дальнейшие шаги, нужна господдержка. Мы презентовали наш каталог президенту Назарбаеву, министру Исекешеву. Известно, что в советское время производство детских изделий субсидировалось государством, поскольку оно очень трудоемко. Многие ошибочно думают, что детский ассортимент должен быть дешевле, но по трудоемкости его производство не легче, а порой даже сложнее – это же кнопочки, рюшечки и пр., на которые требуются повышенные трудозатраты. И тут льготы необходимы. Если посмотреть на опыт россиян, то там при НДС в 18% для производственников детских изделий налог по НДС снизили до 10%, в Белоруссии – с 20% до 10%. Но нас в этом пока не поддерживают, считается, что мы уже одной ногой в ВТО, нам такие послабления не нужны. Хотя мы эти вопросы поднимаем на протяжении 15 лет. В свое время мы продвигали введение нулевой ставки по НДС, потом просили 7% вместо 14. Мы смотрим на партнеров, которые успешно реализуют свои товары на нашем рынке, каждый в своей стране получает какие-то льготы. В Кыргызстане, например, швейные предприятия работают по патенту, уплачивают минимальный налог за каждые 10 швейных машин и все. Льготы получают и турецкие предприятия, в Китае до сих пор легпром субсидируется.
К счастью, у нас появилась «Дорожная карта бизнеса», благодаря ей многие предприятия модернизировали свои производства, многие купили помещения и открыли свои магазины. Сегодня торговать в торговых сетях неэффективно, аренда бешеная. Просто отдавать на реализацию тоже не выход – тот, кто не заплатил за продукцию, не заинтересован в ее реализации, товар может пролежать полгода, а потом его вернут производителю – делай, что хочешь. К сожалению, заниматься и производством, и реализацией практически нереально, а у нас нет ни оптового, ни розничного звена в реализации.
- Что сегодня является главным препятствием для успешного конкурирования отечественной продукции на местном рынке?
- Мы проигрываем в цене. Торговцы едут в Китай, Турцию, где у них уже налажены поставки, и когда мы предлагаем сотрудничать с местными производителями, они почему-то хотят все очень дешево. При этом большинство продукции, которую они завозят, – низкого качества. Кто бывал на русских базарах в Турции, знает: продукция там нелегальная, не сертифицированная, не декларированная и она не безопасна для жизни людей. Из-за этого в Казахстане, увы, очень велика доля серого импорта. Если посмотреть на российский рынок, то он более цивилизован, а потому продукция наших производителей там более конкурентоспособна. В Белоруссию вообще невозможно ничего завести, даже нам это трудно, не говоря уже о нелегальных поставках. К счастью, наш менталитет меняется, люди понимают разницу в качестве, начинают ценить экологичность отечественной продукции. Мы также хорошо продвинулись в дизайне, и уже можем изготавливать изделия, полностью соответствующие европейским стандартам.
Сейчас еще хотят ввести маркировку товаров. Мы против. Это ведь тоже ведет к удорожанию продукции – производитель сертифицирует каждый вид продукции, сертифицирует производство, внедряет международную систему менеджмента качества, внедряют экологические нормы 14000, нормы по охране труда 18000 и т.д.! Конечно, в этих условиях сложно развиваться.
- А какова сейчас доля товаров отечественного легпрома на рынке потребления?
- По данным 2013 года потребности внутреннего рынка швейная и текстильная промышленность удовлетворяют только на 12%, по обуви – лишь 1%. Представляете, 99% – это импорт, 75% его приходит из Китая, а это обувь, которая небезопасна для здоровья людей, в первую очередь, для детей. Потом у детей развивается плоскостопие, кожные заболевания, заболевания вен, грибки, которые вообще неизлечимы. Недаром сегодня каждый второй призывник отклоняется от службы по причине плоскостопия. Высокий уровень выделений формальдегида в тканях вызывает астму и др. болезни. У нас, к сожалению, нет возможности исследовать нижнее белье из Китая, они там борются с деторождаемостью, и знаем ли мы, как это белье повлияет на нас? Россияне сейчас активно взялись за контроль товаров в реализации, особенно по части детской продукции. У нас пока, увы, никто ничего не проверяет.
- Резюмируя положение на рынке, назовите, пожалуйста, какие из сегментов легпрома сегодня наиболее популярны в экспортном отношении?
- Очень востребованы хлопчатобумажные ткани и пряжа, которые, в частности, выпускают компании «Ю-текс», «Меланж», «South Texiline KZ», оснащенные по самому последнему слову техники. Сегмент детских изделий тоже укрепился за счет появившихся новых отечественных брендов. Так, компания «Текстилайн» выпускает продукцию под нашим отечественным брендом «Мимиорики», который продается в 14 регионах Казахстана, успешно экспортируется в Россию. Большой спрос на спортивные изделия Zibroo компании «КазСпо-N». В этом году на Олимпиаде в Сочи форма казахстанских спортсменов, разработанная и изготовленная компанией «КазСпо-N», вошла в четверку лучших, это говорит о высоком профессионализме компании, которая сегодня уже шьет форму для всех спортивных команд республики.
Кроме того, хорошо идут на российском рынке наша школьная форма компании «GLASMAN», верхние изделия компании «Семирамида». Также у нас в Алматы появилось новая текстильная фабрика, которая производит смесовые ткани для спецодежды и униформы. На российский рынок успешно зашла наша компания «Инспирейшн» – производитель колготок «Пэри». И это не весь список. Наша легкая промышленность сегодня имеет колоссальные конкурентные преимущества, ее развитие несет не только большой экономический, но и заметный социальный эффект, выражающийся в появлении рабочих мест, возрождении социально депрессивных регионов и пр.