Внимание!
Регистрация для участия в выездном туре в МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос Восточные Ворота» закрыта.
В преддверии V Центрально-Азиатского торгового форума директор ТОО «Eurotransit-Cargo» Берик Булекбаев рассказал о самых актуальных аспектах торговли в Центральной Азии, которые будут подняты на форуме
Берик Раимбекович, расскажите, пожалуйста, о темах, которые затронет в этом году Центрально-Азиатский торговый форум? Чем он существенно будет отличаться от прошлогоднего?
В этом году я предложил включить в обсуждения Торгового форума тему перевозок плодоовощной продукции из Узбекистана. К этой секции мы шли долго, но теперь плодоовощная продукция проходит красной нитью через все переговоры, и это закономерно из-за закрытия европейских рынков. Россия смотрит на Юг, в страны Центральной Азии, в частности – на Узбекистан, на Китай. Транзит через Казахстан будет для России очень удобным. 16 сентября, в Сочи Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев приняли участие в XII Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, где присутствовали все профильные министры, акимы приграничных областей и все единогласны в том, что надо развивать плодоовощные поставки, зерновые и пр. Это здорово! Несмотря на границы, мы можем возить друг другу все необходимые товары, таким образом, сокращая транспортные расходы. Что касается Узбекистана, то их плодоовощная продукция очень качественная. Как я часто говорю – бывают помидоры голландские, болгарские, но кушать нужно узбекские (смеется).
Какую роль будет играть Узбекистан в поставках плодоовощной продукции, и почему это важно для Казахстана?
Узбекистан в следующем году будет производить порядка 16-17 млн тонн плодоовощной продукции. Владимир Путин приезжал в Узбекистан и наряду с другими вопросами обсуждал этот вопрос. Было еще одно совещание 25 сентября в Ташкенте с участием узбекских фермеров и транспортных логистов, где я выступал с презентацией и комментариями. Дело в том, что 16 млн тонн – это громадный объем, не факт что все пойдет на Россию и Казахстан, но даже если половина, это очень много. Могу привести пример: наша станция «Достык» на границе с Китаем перевезла в прошлом году порядка 17 млн тонн. Представьте – такая громадная станция с такой страной как Китай перевезла такой объем. Поэтому вопрос с Узбекистаном очень серьезный. Я сказал им, что если они хотят, чтобы работа фермеров не осталась на полях, надо совместно подумать, как ее вывезти и продать. Узбекская сторона заинтересована в продаже, мы – в транзите. Поэтому нужно эти вопросы решать совместно. Дело в том, что в этом вопросе есть моменты, где не все понятно. В частности, узбекская железнодорожная администрация не пускает на свою территорию чужие вагоны. Что ж, они защищают свой рынок, это понятно. Но при этом на вопрос, смогут ли они вывезти такой объем своими вагонами, однозначного ответа нет. Поэтому нужно садиться вместе представителям всех трех железнодорожных администраций – казахстанской, узбекской, российской и таможенникам и обсуждать. Чтобы Узбекистан дозировано мог пропускать наши контейнеры, и целевым назначением вывозить плодоовощную продукцию. Без ущерба для узбекских перевозчиков. На прошлой неделе в Ташкенте было заседание рабочей группы, где мы решили поднять этот вопрос первым на этом Торговом форуме. Другое дело – чьи вагоны туда будут заходить. Насколько я знаю, специальные контейнеры купили «КТЖ Экспресс» и хотели зайти туда, но не зашли. И белорусы готовы, и россияне. Кто даст лучшие условия, тот и зайдет.
Второй вопрос – транспортные коридоры, идущие через Узбекистан и Афганистан. Основной железнодорожной станцией выгрузки/погрузки вагонов и контейнеров в Афганистане является станция Хайратон. Но мы все понимаем, что в ее работе не все нормально – ни технологически, ни технически она не оснащена так, как нужно, и не может пропустить планируемый объем грузов. Грузы там стоят долго, иногда неделями, был даже исключительный случай, когда подсолнечное масло стояло 2 месяца. Основная проблема в том, что железная дорога в Хайратоне до самого Мазари-Шарифа принадлежит узбекам. Они построили ее на кредит Азиатского банка развития, она принадлежит им, а афганцы пользуются ею как клиенты. Мы говорили о том, что было бы неплохо, если бы Узбекистан и Афганистан разработали четкий регламент работы, ведь все заинтересованы в том, чтобы вагоны не простаивали. Но нужно привлекать туда клиентуру, потому что сейчас у людей сомнения – стоит ли везти железной дорогой, или может как-то иначе.
Тут есть и альтернатива, конечно, – новая дорога через Иран, которую открыли в 2013 году президенты Казахстана и Туркменистана. Это прямое железнодорожное сообщение от станции Болашак через станцию Сарахс (Туркменистан). Этот путь короткий и тоже выходит на Афганистан через Герат, это западная часть страны с населением свыше 10 млн человек. В Герате активно развивается международная торговля и транспортная инфраструктура. Иранцы построили на станции Сарахс перегрузочный терминал с колеей 1520 мм, сделали 35-километровый участок, чтобы к ним заходили напрямую вагоны без перестановки колесных пар, где они могут их разгружать и отправлять обратно, что очень удобно. Узбекские логисты понимают, что значительная часть транзитных грузов уйдет на новый маршрут. На последнем заседании рабочей группы узбекские транспортники говорили, что казахстанская сторона забрала значительный объем транзитных грузов. Теперь Хайратону придется серьезно подумать о наладке работы, сделать более привлекательные условия для перевозки. Ну а остальные коридоры, в общем-то, работают в налаженном режиме.
По части работы казахстанских терминалов все хорошо?
Железнодорожную станцию Алтынколь, расположенную на казахстанско-китайской границе, сейчас очень активно строят. Основной грузопоток из Китая в Европу, страны Персидского залива, Центральной Азии, Кавказа в ближайшее время будет идти здесь, поэтому заметно вырос интерес к развитию логистической инфраструктуры в этом регионе со стороны инвесторов, в том числе из Туркменистана, Кавказа, Узбекистана, Турции других стран. За счет строительства крупных терминалов и ТЛЦ перерабатывающая способность некоторых стала свыше 500 контейнеров в сутки, это значительно повышает пропускную способность станции Алтынколь. Например, ТЛЦ «Eurotransit Terminal» строят австрийские специалисты, они оборудуются погрузочно-разгрузочной техникой немецкого производства, очень хорошо спланирована инфраструктура, и это будет по-настоящему сильный терминал.
Согласно прогнозам, транспортировка контейнеров по направлению Китай – Европа – Россия составит к 2017 году 15 млн контейнеров в год. И уже в начале следующего года станция Алтынколь будет готова принять и обработать значительный объем грузов. Конечно, сейчас поставки упали из-за кризиса, проблемы у всех, но Китай набирает обороты и их заявленные объемы, а это 25 млн тонн в год, пойдут через станцию Алтынколь.
Казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюньган на китайской территории тоже достаточно эффективный – в 2016 году он готов пропустить порядка 1000 контейнеров.
Берик Раимбекович, а Казахстан пока не готов конкурировать с Узбекистаном в части экспорта плодоовощной продукции?
Пока нет. У них получать большой урожай позволяют климатические условия, а наши аграрные проекты только набирают обороты. Мы сильны зерном. Та же узбекская сторона покупает наше зерно, потому что их пшеница имеет низкую клейковину, а у нашей высокая, они смешивают нашу муку со своей и пекут свой фирменный хлеб. Мы, кстати, подробно обсудим вопросы перевозки зерна, это важная тема. Зерно мы будем много поставлять в Афганистан, насколько я знаю, это основной объем, который будет идти по казахстанскому и узбекскому маршрутам. Скоро будем обсуждать это с иранцами, которые хотят, чтобы грузы шли через Сарахс. Участие примут и представители Хайратона, так что, думаю, будет интересный полилог.
Как сейчас, в связи с экономическими трудностями осуществляются международные поставки в ЦА?
Конечно, объемы упали и повсеместно. Процентов на 30-35%. Вагоны стоят, экспедиторы стоят. Я был вчера на Алтынколе – станция практически пустая, и это в пиковый сезон, когда грузов бывает очень много. Но здесь надо отдать должное и руководству станции Алтынколь, которое оперативно и эффективно наладило перевозочный процесс.
Но ведь плодоовощная продукция – это товары первого потребления, неужели кушать меньше стали?
Нет, кушать меньше не стали, именно поэтому продукты питания перевозят. Но остальное все стоит, и из-за этого разница ощутима.
Обсуждения форума коснутся условий перевозок в текущем или уже следующем году?
И в следующем, и текущем. Из Узбекистана можно возить продукцию круглый год, даже зимой, так что все более чем актуально.
Какие еще темы рассмотрит Торговый Форум в этом году?
Будем в целом говорить о приоритетах развития торговли в Центральной Азии, торговли с Южной Азией, о лучших мировых практиках в развитии экспортных поставок, о перспективах развития фармацевтического рынка Центральной Азии. Будем обсуждать вагонный парк, и это тоже серьезный вопрос. В России сейчас из-за некоторой стагнации наблюдается профицит вагонов, и российский парк рвется в страны ЦА. Их цены ниже, и они наш рынок существенно прогибают. Конечно, экономически грузоотправителям выгодно брать дешевые российские вагоны, но здесь понятно, и казахстанская сторона, как может, защищает свой рынок. Так что и тут нужны правильные решения.
Что касается автоперевозок, узбекская сторона приняла указ на запрет вывоза плодоовощной продукции автотранспортом. Почему, я так и не понял, но это факт, и надо соответствующим образом перестраивать логистику перевозки. Поэтому, как видите, и здесь есть что обсуждать.
Вопрос о сертификации тоже будем поднимать, потому что здесь много препон. Я предлагал изменить систему – специалисты должны сказать, какая продукция требует очень тщательной сертификации, а какую-то можно проще пропускать – по упрощенке, потому что скоропорт необходимо пускать по зеленому коридору, такая продукция не может стоять. И также обсудим возможность создания лаборатории на складе, чтобы на месте сразу проверять продукцию.
Справка
«Eurotransit-Cargo» входит в холдинг QAZAQ BUSINES GROUP. Открывает транспортно-логистические центры на станции Алтынколь, Тараз, Шымкент, Алматы, Астана, Актобе. Налажены устойчивые партнерские отношения с российскими, узбекскими и китайскими логистическими центрами и крупными международными операторами контейнеров.
Беседовала Юлиана Алексеенко